Тема: Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Цель: Ознакомление с некоторыми моментами исследовательской деятельности младших школьников.

Задачи:

1.     Изучить научную литературу по проблеме исследовательской деятельности школьников.

2.     Разработать систему по исследовательской деятельности.

3.     Практическая апробация темы.

Гипотеза: Первые шаги исследовательской деятельности младших школьников будет эффективной при следующих условиях:

·        учёт интереса

·        учёт своих возможностей

·        мотивация

·        систематизация знаний

·        обобщение наблюдений

·        привлечение родителей

Новизна: Впервые проделанная попытка выявить эффективность  приобщения к исследовательской деятельности младших школьников.

Объект исследования:  Исследовательская деятельность ученика

Предмет исследования: Организация первых шагов исследовательской деятельности младших школьников, как условие эффективности деятельности  будущего исследователя.

 

В последние десятилетия жизнь развивается бурно. Научно технический прогресс прочно вошел в нашу жизнь, требуя от молодёжи идти в ногу со временем. А будущее всегда связано с молодёжью. Молодежь поэтому должна быть в курсе всех событий, готовые ко всем переменам, открытиям, внедрениям, уметь доказать, доводить дело до конца, убедить слушателя.

Все мы из детства. Кто не помнит свои первые «почему-чки», первые удивительные ошеломляющие «открытия», первые познавательные походы, экскурсии ….

Не удивительно, что НПК «Шаг в будущее» за короткий срок привлек внимание и интерес не только взрослых, но и младших школьников. «Шаг в будущее» является прекрасной школой воспитания самообразования, развития творческих, познавательных способностей ученика. Любое исследование окрыляет ученика к знанию, усиливает тягу к  учебе. еременам,открытиям,внедрениям, уметь докозать,доводитьдело додёжи идти в ногу со временем.

         С 1999 года школа – член Малой Академии сельского хозяйства. С 2003 года школа имеет статус агротехнологической. Наша школа, начиная с 1999 года, ведет большую научно-исследовательскую работу в области сельского хозяйства. Учащиеся принимают активное участие в НПК «Шаг в будущее». Среди учащихся Мегино-Алданской средней школы есть немало дипломантов, лауреатов. Среди них мои выпускники. Захаров Вася ученик Х! класса принял участие в НПК в городе Москве, награжден дипломом ΙΙΙ  степени. Он был включен в состав делегации Российской Федерации и удостоился чести участвовать в Международном Молодежном Форуме, который происходил в г. Лондоне. В данное время учится в Тимирязевской сельскохозяйственной академии по почвоведению. Ученик 9 класса Дьяконов Гена в 2007 году награжден дипломом ΙΙΙ  степени. Ученик 9 класса Захаров Сеня удостоен номинации «Самое достоверное исследование»

         В 2004 году  на августовском совещании работников образования Республики Саха /Якутия/ было принято постановление об усилении профорионтационной работы. На основании этого постановления, а также учитывая, что данная проблема одна из основных. Мы, учителя начальных классов, активно включились в научно исследовательскую деятельность «Шаг в будущее». Наша цель – повышение интереса учащихся к учёбе.

С 2004 года начальная школа села Мегино-Алдан начала проводить научно-практические конференции в рамках школы. Участвовала 2,3,4 классы. Учащиеся второго класса выступали с сообщениями.

Всего

17 докладов

  3 секции

Мой класс

7 докладов

  6 мест      1м-2, 2м-2, 3м-2,  4м-1

В 2004-2005учебном году четыре школы с якутским языком обучения провели НПК «Шаг в будущее»

Всего

38 докладов

7секции

Мой класс

7 докладов

 5 мест 1м-2,  2м-1, 3м-2; 4-5м -2;

 

         К 60-летию Победы в ВОВ была проведена поисковая работа по трем направлениям, под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто»

Всего

38 докладов

3 секции

Мой класс

8 докладов

5 мест 1м-1, 2м-1, 3м-3;             4-6м-3;

В 2005-2006 учебном году была проведена НПК «Шаг в будущее» в два тура. Первый тур прошел в школе

Всего

    51 докладов

6 секции

Мой класс

10 докладов

7 мест 1м-2, 2м-4, 3м-2;

            4-6м-2;

Второй тур проведен под руководством управления образования. Участие приняло 7 школ улуса, по шести секциям было прочитано 61 доклад.

Всего

 61 докладов

6 секции

Мой класс

 7 докладов

5 мест 1м-2, 2м-2, 3м-1;

         В 2005-2006 учебном году мы приняли участие в республиканской научно-практической конференции среди агрошкол в село Чурапча. Для 1-4,5-6 классов работала только одна секция по растениеводству. Приняли участие 42 человека. Из трёх моих учащихся 1 первое, одно 11 место.

Всего /нач.кл., 5, 6 кл./

42 доклада

1секции

Мой класс

3 доклада

2 места 1м-1,  2м-1;

         Мои учащиеся добились неплохих результатов в научно-практической конференции «Шаг в будущее» и потому я решила поделиться с вами опытом работы.

Работа по классам

В Ι классе: вела наблюдение за каждым ребенком с целью выявления интересов, затем начались поиски тем.

Во 2классе:

–       работа со справочной литературой

–       составление микро тем, планов

–        выступление перед классом

–       научить проводить мини наблюдения

–       в конце учебного года уточнение тем, начало исследовательской деятельности

–       ведение дневника наблюдения

В 3 классе:

–        уточнение тем

–     постановка цели, задачи, составления плана

–     подбор литературы

–     перевод научных терминов

–     сбор материала

–     первый черновой вариант /черновик выполняется карандашом/

–     проверка написанного, устранение недочетов

–     второй черновой вариант, исправления

–     подбор материала для оформления

–     отбор основного материала, план, запись

–     распечатка на компьютере /родители/

–     пробные выступления /чтения, ответы на вопросы/

–     участие в НПК

–     устранение недостатков, недочетов

–     продолжение работы или ее замена

В 4 классе:

     –  продолжение работы над темой

–       работа над новой темой ведется так же как в ΙΙΙ  классе

Введение в программу темы, разработки НПК

Окружающий мир:

– наблюдение за растениями и за  животными во всех четырех временах года

–          исследование озера «Өксүүкэй», находящегося около школы

Якутский язык: составление плана, текста

Чтение: умение пользоваться справочной литературой

Русский язык: перевод

Математика: введение в математические уравнения, задачи и их решения данных из сельскохозяйственной деятельности школы, села, частных подворий.

Этапы работ:

    Подготовительная работа /1класс/

–       Изучение способностей каждого ученика

–       Группировка /различение/ по интересам

–       Выбор темы исследований

Практическая работа /2класс/

–       Работа со справочной литературой

–       Обучение составлению микротем, планов

–       Привитие навыков ораторского искусства

–       Навыкам исследовательской деятельности /наблюдения, сравнение …/

–       Уточнение тем, и начало работы

–       Ведение дневника наблюдений

Заключительная работа /3,4 класс/

–       Составление плана, постановка цели, задачи

–       Подбор справочной литературы

–       Перевод научных терминов

–       Подборка  материалов, разработанных летом

–       Первый черновой вариант /карандашом/

–       Проверка, исправления, уточнения

–       Второй черновой вариант

–       Отбор материалов по оформлению

–       Привлечение родителей к компьютерной технике

–       Первое выступление перед классом,  родителями

–       Участие в научно-практической конференции

–       Устранение недостатков, недочётов работы.

–       Продолжение работы над докладом или замена темы.

 

Развитие умения:

–       Интерес к окружающему миру развивает исследовательские навыки учащихся.

–       Развивается способность ученика доводить до всех  свои знания.

–       Идет развитие связной речи.

–       Углубляется знание о жизни.

–       Повышается интерес к внеклассному чтению.

–       Расширяется область сотрудничества: ученик – учитель – родитель – общественность

 

Вывод:  насколько удачно выбрана тема исследовательских работ в начальных классах, настолько развивается интерес к знаниям, развивается творческая способность, повышается познавательный уровень учащихся.

 

НАЗАД

 

Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz