Тема: Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Цель: Ознакомление с некоторыми моментами исследовательской деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследовательской деятельности школьников.
2. Разработать систему по исследовательской деятельности.
3. Практическая апробация темы.
Гипотеза: Первые шаги исследовательской деятельности младших школьников будет эффективной при следующих условиях:
· учёт интереса
· учёт своих возможностей
· мотивация
· систематизация знаний
· обобщение наблюдений
· привлечение родителей
Новизна: Впервые проделанная попытка выявить эффективность приобщения к исследовательской деятельности младших школьников.
Объект исследования: Исследовательская деятельность ученика
Предмет исследования: Организация первых шагов исследовательской деятельности младших школьников, как условие эффективности деятельности будущего исследователя.
В последние десятилетия жизнь развивается бурно. Научно технический прогресс прочно вошел в нашу жизнь, требуя от молодёжи идти в ногу со временем. А будущее всегда связано с молодёжью. Молодежь поэтому должна быть в курсе всех событий, готовые ко всем переменам, открытиям, внедрениям, уметь доказать, доводить дело до конца, убедить слушателя.
Все мы из детства. Кто не помнит свои первые «почему-чки», первые удивительные ошеломляющие «открытия», первые познавательные походы, экскурсии .
Не удивительно, что НПК «Шаг в будущее» за короткий срок привлек внимание и интерес не только взрослых, но и младших школьников. «Шаг в будущее» является прекрасной школой воспитания самообразования, развития творческих, познавательных способностей ученика. Любое исследование окрыляет ученика к знанию, усиливает тягу к учебе.
С 1999 года школа член Малой Академии сельского хозяйства. С 2003 года школа имеет статус агротехнологической. Наша школа, начиная с 1999 года, ведет большую научно-исследовательскую работу в области сельского хозяйства. Учащиеся принимают активное участие в НПК «Шаг в будущее». Среди учащихся Мегино-Алданской средней школы есть немало дипломантов, лауреатов. Среди них мои выпускники. Захаров Вася ученик Х! класса принял участие в НПК в городе Москве, награжден дипломом ΙΙΙ степени. Он был включен в состав делегации Российской Федерации и удостоился чести участвовать в Международном Молодежном Форуме, который происходил в г. Лондоне. В данное время учится в Тимирязевской сельскохозяйственной академии по почвоведению. Ученик 9 класса Дьяконов Гена в 2007 году награжден дипломом ΙΙΙ степени. Ученик 9 класса Захаров Сеня удостоен номинации «Самое достоверное исследование»
В 2004 году на августовском совещании работников образования Республики Саха /Якутия/ было принято постановление об усилении профорионтационной работы. На основании этого постановления, а также учитывая, что данная проблема одна из основных. Мы, учителя начальных классов, активно включились в научно исследовательскую деятельность «Шаг в будущее». Наша цель повышение интереса учащихся к учёбе.
С 2004 года начальная школа села Мегино-Алдан начала проводить научно-практические конференции в рамках школы. Участвовала 2,3,4 классы. Учащиеся второго класса выступали с сообщениями.
Всего |
17 докладов |
3 секции |
Мой класс |
7 докладов |
6 мест 1м-2, 2м-2, 3м-2, 4м-1 |
В 2004-2005учебном году четыре школы с якутским языком обучения провели НПК «Шаг в будущее»
Всего |
38 докладов |
7секции |
|
Мой класс |
7 докладов |
5 мест 1м-2, 2м-1, 3м-2; 4-5м -2; |
|
Всего |
38 докладов |
3 секции |
Мой класс |
8 докладов |
5 мест 1м-1, 2м-1, 3м-3; 4-6м-3; |
В 2005-2006 учебном году была проведена НПК «Шаг в будущее» в два тура. Первый тур прошел в школе
Всего |
51 докладов |
6 секции |
Мой класс |
10 докладов |
7 мест 1м-2, 2м-4, 3м-2; 4-6м-2; |
Второй тур проведен под руководством управления образования. Участие приняло 7 школ улуса, по шести секциям было прочитано 61 доклад.
Всего |
61 докладов |
6 секции |
Мой класс |
7 докладов |
5 мест 1м-2, 2м-2, 3м-1; |
В 2005-2006 учебном году мы приняли участие в республиканской научно-практической конференции среди агрошкол в село Чурапча. Для 1-4,5-6 классов работала только одна секция по растениеводству. Приняли участие 42 человека. Из трёх моих учащихся 1 первое, одно 11 место.
Всего /нач.кл., 5, 6 кл./ |
42 доклада |
1секции |
Мой класс |
3 доклада |
2 места 1м-1, 2м-1; |
Мои учащиеся добились неплохих результатов в научно-практической конференции «Шаг в будущее» и потому я решила поделиться с вами опытом работы.
Работа по классам
В Ι классе: вела наблюдение за каждым ребенком с целью выявления интересов, затем начались поиски тем.
Во 2классе:
работа со справочной литературой
составление микро тем, планов
выступление перед классом
научить проводить мини наблюдения
в конце учебного года уточнение тем, начало исследовательской деятельности
ведение дневника наблюдения
В 3 классе:
уточнение тем
постановка цели, задачи, составления плана
подбор литературы
перевод научных терминов
сбор материала
первый черновой вариант /черновик выполняется карандашом/
проверка написанного, устранение недочетов
второй черновой вариант, исправления
подбор материала для оформления
отбор основного материала, план, запись
распечатка на компьютере /родители/
пробные выступления /чтения, ответы на вопросы/
участие в НПК
устранение недостатков, недочетов
продолжение работы или ее замена
В 4 классе:
продолжение работы над темой
работа над новой темой ведется так же как в ΙΙΙ классе
Введение в программу темы, разработки НПК
Окружающий мир:
наблюдение за растениями и за животными во всех четырех временах года
исследование озера «Өксүүкэй», находящегося около школы
Якутский язык: составление плана, текста
Чтение: умение пользоваться справочной литературой
Русский язык: перевод
Математика: введение в математические уравнения, задачи и их решения данных из сельскохозяйственной деятельности школы, села, частных подворий.
Этапы работ:
Подготовительная работа /1класс/
Изучение способностей каждого ученика
Группировка /различение/ по интересам
Выбор темы исследований
Практическая работа /2класс/
Работа со справочной литературой
Обучение составлению микротем, планов
Привитие навыков ораторского искусства
Навыкам исследовательской деятельности /наблюдения, сравнение /
Уточнение тем, и начало работы
Ведение дневника наблюдений
Заключительная работа /3,4 класс/
Составление плана, постановка цели, задачи
Подбор справочной литературы
Перевод научных терминов
Подборка материалов, разработанных летом
Первый черновой вариант /карандашом/
Проверка, исправления, уточнения
Второй черновой вариант
Отбор материалов по оформлению
Привлечение родителей к компьютерной технике
Первое выступление перед классом, родителями
Участие в научно-практической конференции
Устранение недостатков, недочётов работы.
Продолжение работы над докладом или замена темы.
Развитие умения:
Интерес к окружающему миру развивает исследовательские навыки учащихся.
Развивается способность ученика доводить до всех свои знания.
Идет развитие связной речи.
Углубляется знание о жизни.
Повышается интерес к внеклассному чтению.
Расширяется область сотрудничества: ученик учитель родитель общественность
Вывод: насколько удачно выбрана тема исследовательских работ в начальных классах, настолько развивается интерес к знаниям, развивается творческая способность, повышается познавательный уровень учащихся.