ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года определяет, что общенациональный образовательный заказ должен объединять потребности личности, государства и общества. Одним из путей их решения является высококачественное среднее образование.

Самореализация школьника - одна из основных проблем в образовании, решение которой на протяжении более двух столетий ищут ученые- педагоги всего мира. Это проблема, прежде всего, социально - экономического характера, определяющая в будущем путь страны.

 Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в информационно - технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образования, науки, создание условий для реализации и развития прогрессивных технологий.

                Актуальность работы учителя заключается в том, что в условиях рыночных отношений каждому человеку в силу чрезвычайной подвижности конъюнктуры приходится неоднократно менять не только работу, но и профессию. В этой ситуации ученик должен получать такую базовую подготовку и быть в будущем конкурентоспособным.

 Цель работы:

-                     Создать условия, при которых ученик проявил бы ответственность за выполняемую работу и способность  самостоятельно   и   эффективно   решать   проблемы;

-                     преподнести материал, так чтобы учащиеся четко осознали, для чего и почему им нужно изучать данный раздел программы, что именно им предстоит изучить и освоить, какова конечная цель предстоящей работы;

-                     постоянно развивать умственный аппетит учащихся, потребность к размышлениям, сравнениям, сопоставлениям, собственным оценкам.

Достижение положительной мотивации обучения - это влияние личности учителя, его мастерства, умение раскрыть своим ученикам важность осваиваемой темы, увлечь поиском нового, оригинального, привлечь к этому весь класс, создать в нем рабочий настрой, атмосферу сотрудничества, постоянно искать пути, чтобы выбрать самое рациональное направление - создать и поддерживать у ребят стремление улучшения самого себя, учиться без принуждения.

                            Поэтому перестройку учебного процесса в сторону активизации учащихся нужно было перестроить по принципу: мало смотреть - надо увидеть, мало слушать - надо услышать.                             Методы и приемы активного обучения позволяют вывести учащихся на более высокие уровни - продуктивные, где происходит не только запоминание, усвоение знаний и их воспроизведение, но и перенос их на решение конкретных задач, путем дискуссий, поиска и анализа.

                            Одним из наиболее важных методов активизации учебного процесса считаю применение игровых технологий на всех этапах урока. Большой активизирующий эффект вносят проблемные ситуации, которые позволяют вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность по их разрешению. Одним из применяемых мною методов является использование ИКТ технологий при проведении уроков.

                            Анализ методов и приемов показал, что активность
учащихся возрастает, с ними легче и интереснее работать, учитель получает   моральное   удовлетворение,   несмотря   на   большие   затраты энергии.  Кроме того,  у учащихся  формируются многие положительные качества: 

-      способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи; 

-      способность работать в группе и уметь обосновывать свое мнение;

-      умение анализировать и оценивать свои действия;

-      способность выдвигать и формировать свои идеи;

-      учиться ясно и убедительно излагать свои мысли, быть немногословным, но понятным;

-   способность предвидеть последствия принимаемых решений.

ЯКУТСКИЙ ЯЗЫК

Саха тылын, литератураны үөрэтии туһунан концепция5а маннык суруллар: "Төрөөбүт тылы уонна литератураны үөрэтии олоххо ыкса чугаһыыр. Ыччаты кыра сааһыттан ийэ тыл эйгэтигэр киллэрэр, уран тылга умсугутар сорук турар, үөрэтии бэйэ санаатын сатаан этэргэ, тыл баайын толору туһанарга туһаайыллар. Литература уруоктарыгар уус-уран айымньы кэрэтин кэрэхсиир, тобулла5ас толкуйдаах, айар иэйиилээх киһи иитиллэр".    

                Оскуола5а төрөөбүт тыл предмета баһылыыр суолталаах. Бастакы cүhүөx оскуола5а төрөөбүт тыл түөрт сыл устата үөрэтиллэр. Төрөөбүт тылы үөрэтии олох caңa ирдэбилигэр эппиэттиир, билиңңи о5о сайдыытын хааччыйар соруктаах. Кыра кылаас о5ото өйдөөн, сөп тэтимнээхтик таба аа5ара, суруйара, онтун ырытара, дьиң чахчыны кытта тэңнээн көрөрө, санаатын сааһылаан этэрэ, кэпсиирэ, кэпсэтэрэ, түмүктүүрэ бэйэтин төрөөбүт тылын билэриттэн тутулуктаах.

                Алын кылаастарга төрөөбүт тылы үөрэтии программата түөрт сүрүн салаалаах:

   грамота5а үөрэтии;

   аа5ыыга үөрэтии;

      фонетика, грамматика, таба суруйуу;

      тылы сайыннарыы.

            Хае биирдии салаа тылы туттуу түөрт көрөңүн (истии, саңарыы, аа5ыы, суруйуу үөрүйэхтэрин) дэгиттэр сайыннарар соруктаах.

Орто оскуола 4 сыллаах бастакы сүһүө5эр саха тылын үөрэтии саңардыллыбыт программата эмиэ бу хайысханы тутуһар.

Маннык принциптэргэ оло5урар:

1.    Тылы кэлимсэ үөрэтии;

2.    Санарар хайысхалаах үөрэтии;

3.    Өйдөөн үөрэнии принцибэ ;

             Программа бастакы чааһыгар үөрэнээччи начаалынай оскуоланы бүтэрэригэр ситиһэр үөрүйэ5ин уонна сатабылын сүрүн көрүңнэрэ киирэр:

1) тылы байытыы, этиини оңоруу:

2) аа5ыы, интонацияны тутуһуу;

3) аахпыт тексинэн улэ;

4) кылаас таһынан аа5ыы;

5) ситимнээн саңарыы, айар дьо5уру сайыннарыы;

6) таба суруйуу, буочары тупсарыы.

 Программа иккис чааһыгар кылаас ахсын үөрэтии ис хоһооно:

1)       о5о ылар билиитэ;

2)       өйдөбүлэ;

3)       үлэ хайысхата;

4)       aa5ap айымньы испииһэгэ чопчуланар.

                Учуутал уруокка үөрэтэр ньымата улахан оруолу ылар. О5ону бэйэтин сайдыы суолугар киллэрэн, киһи буоларыгар, айар-тутар аналын буларыгар көмөлөһөөччү буолар.

 Билии, сатабыл уонна үөрүйэх кээмэйэ үөрэх стандартын ирдэбилигэр сөп тубэһэр.

РУССКИЙ ЯЗЫК

                В основу построение курса русский язык положена новые направления в учебно-воспитательного процесса в нашей республике:

1.     заложены в "Концепции обновления и развития национальных школ";

2.      устанавливается равноправное положение родного и русского языков в школе;

3.      выдвигается задача интеграции обучения двум языкам;

 Начальный            курс  обучения   русскому   языку   в якутской школе скомпонован  в таком виде:

             Первый класс:

а)         предварительный устный курс;

б)         "Начальное обучение чтению и письму"

                Второй класс:

а) комплексное, т.е. одновременное, взаимосвязанное обучение устной речи, чтению и письму; 

б) дальнейшее усвоение фонетических и грамматических особенностей русского языка.

                В третьем классе:

а) "Чтение и развитие речи"

б) "Практическая грамматика и развитие речи",
                В четвертом классе:

а) "Произведения детских писателей"

б) "Практический синтаксис и развитие речи";

в)  развитие речи учащихся;

г) развитие особенности русской разговорной речи.

                Программа имеет свои особенности в тематике   текстов для чтения и развития речи:

-                     общечеловеческие ценности, как доброта и сострадание, честность и правдивость, трудолюбие и бережливость, уважение к старшим, охрана живой и неживой природы, интерес к истории и традициям народа и т.д.;

-                     знакомит с именами известных детских писателей России и других народов нашей страны и за рубежом;

-                     расширяет кругозор младших школьников;

-                     обращает на эстетическую сторону,  выразительные средства русского языка;

                Можно вводить в учебный процесс элементы развивающего обучения, а именно учить детей осмысливать цели своей работы, искать лучший способ выполнения задания, оценивать результаты работы (т.е. ставить и решать учебные задачи). Это зависит в первую очередь от методики проведения урока, а не только от содержания учебника.

               Задача обучения детей-якутов речевому общению в естественных ситуациях не может успешно решаться без ознакомления со специфическими особенностями русской разговорной речи. Элементы непринужденного общения на русском языке вводятся как этап урока в течение всего учебного года.

 

МАТЕМАТИКА

                В основу построение курса математика положена методическая, систематическая работа по формированию у учащихся осознанных и прочных знаний, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

                Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Для этого важно:

1.     вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков;

2.     обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития, можно  достигнуть лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики;

3.     раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

4.      постоянное использование сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач;

5.     выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактов.

6.     соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала;

                В программе сформулированы основные требования к ЗУН к концу каждого года обучения, а для выпускного класса начальной школы уровень требований, необходимых для преемственной связи с курсом математики в среднем звене школы.

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

                Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры.

                Цель курса:  воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

                Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Изучение природоведения способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы как в своем крае, так и в стране, на всей планете.

                В процессе изучения курса Мир вокруг нас осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к. их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему селу, к своей Родине.

                В курсе Мир вокруг нас используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические работы и простейшие опыты. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

               Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации, практическая работа по охране природы, пропаганда учащимися в доступной форме природоохранных знаний.

               Учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания на внеклассных занятиях. Материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального и школьного компонентов образования.

ТЕХНОЛОГИЯ

                Прогресс современного общества невозможен без развития свободного творческого труда и значительного повышения эффективности производства. Поэтому формирование технологического мышления и технологической культуры школьников начиная с 1-го класса.

С учетом целей и задач технологического обучения ведущими видами деятельности учеников на уроках технологии наряду с традиционными являются дизайн-анализ изделий и услуг и особенно творческое проектирование. Внедрение проектного метода в учебный процесс позволит более эффективно реализовать задачи развития учащихся благодаря формированию у них общих приемов умственного труда, овладению алгоритмами решения разнообразных задач, воспитанию трудолюбия, воли, инициативности и других социально значимых качеств личности. Проектная деятельность готовит учащихся к реальным условиям жизни и современного производства. В начальной школе освоение азов технологической культуры и введение в технологическую среду происходит с учетом возрастных возможностей и интересов учеников.

В младшем школьном возрасте уже начинается переход от образного к логическому мышлению на основе усвоения определенных понятий, правил и формирования представлений об объеме и пространстве.

Пропедевтический этап технологического образования младших школьников может быть назван Введение в технологические процессы. Именно в этот период должны закладываться основы графической, экономической, экологической, социально-бытовой культуры учеников и алгоритмы преобразовательной деятельности.

Курс предусматривает решение следующих задач:

-                  формирование основ культуры жизнедеятельности социальной, технологической, бытовой, экономической, эргономической, эстетической, графической;

-                  приобретение первоначального опыта созидательной, преобразовательной деятельности на основе общеучебных, общетрудовых, политехнических и специальных умений и навыков;

-                  развитие способностей к самооценке, стремления к творческому самовыражению и самосовершенствованию;

Поэтому в ходе технологического образования младших школьников должно происходить становление наглядных представлений о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий.

 

Назад

 

 

 

Хостинг от uCoz