I раздел. Эссе Ученик + родитель + учитель = знание, единение, постоянство, ответственность
Наблюдения моей многолетней практики, поиск и итоги исследований показали, для того чтобы ребенок твердо стоял на жизненную позицию, получение безошибочном выборе будущего становление как личность тождественны такие понятия знания, единение. Интересы, склонности, способности и мотивы ученика и родителя находятся в динамическом единстве, взаимно поддерживают и подкрепляют друг друга. Эта связь особенно проявляется в различных видах деятельности. Интерес побуждает заниматься определенной деятельностью, т.е. выступает в качестве мотива, а в процессе деятельности совершенствуются способности.
Знакомьтесь: наши родители.
Семья и школа. Учитель и родители. Учитель, родители, дети Что это? Просто слова? Думаю, нет. Когда я произношу эти слова, передо мной встают образы маленьких, беззащитных человечиков или умудренных опытом пожилых или жаждущих знать многое молодых людей-родителей. Но именно они своим образом мыслей, поведением, богатством души влияют друг на друга, а родители самые близкие для малышей люди. Вот почему в моем классе самые долгожданные гости родители. Задолго до первого сентября я организую посещения семей учеников своего класса, а это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни его семьи, стиль общения между родителями и детьми. Кроме того такие визиты положительно влияют на характер взаимоотношений педагога и родителя.
И вот долгожданный день Первое сентября. Чтобы первоклассники навсегда запомнили это яркое событие первый раз в первый класс, я приглашаю всех родителей после торжественной линейки подняться в класс. Можно представить, как волнуются родители, когда они переступают порог класса. Ведь именно эта светлая небольшая комната будет их вторым домом, именно здесь четыре года детишки будут познавать азы школьных дел. А на следующий день провожу первое родительское собрание. Конечно, заранее были направлены индивидуальные приглашения поздравления (подобные приглашения будут и на все последующие мероприятия). На собрание предлагаю родителям познакомиться с планом работы класса и обязательно прошу их предложения, советы. И каждый раз замечаю, что родители после таких совещаний или дружеских встреч уходят довольные, осознанно понимая, что вместе можно сделать многое и полезное для своих детей.
Итак, сделаны первые шаги. Теперь надо, чтобы и дети переключились в наши совместные дела. Не секрет, что некоторые дети не знают точно, где и кем работают родители. Это понятно, потому что в наше сложное время, особенно в сельских местностях, чтобы кормить семью, отец и мать работают в нескольких предприятиях или занимаются личным подсобным хозяйством. А чтобы труд родителей стал примером, необходимо, чтобы дети имели о нем конкретное представление. Для этой цели мы заготовили специальные карточки, наметили вопросы, на которые дети должны ответить вместе с родителями. Предлагается также красочно оформить эти карточки и поместить в них фотографии своих мам и пап. Такая работа выполняется с большим интересом: ведь оно касается самих дорогих для них людей их родителей. При этом оказывалось, что мамы и папы не только самые красивые и добрые. Но ещё и замечательные труженики, которых ценят и уважают окружающие. Используя вызванный у ребят интерес, предлагаю им организовывать встречи с родителями в классе или, если это возможно, на производстве, где трудятся мамы и папы. С этой же просьбой я обращаюсь и к самим родителям. Вначале они сомневаются, но в конце соглашаются. Ведь воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика. Так ребята встретились с отцом Айыылаана Когасова прямо в здании пожарной части, где Егор Гаврилович не только рассказал об ответственном деле пожарника, но и показал, как правильно пользоваться огнетушителем, как вести себя и что делать при первоначальном возникновении пожара. А мать Наташи Гоголевой Анджела Васильевна, учительница якутского языка, вела интереснейший рассказ о жизни и трудах польских ученых Э.К.Пекарского, В.Л.Серошевского, об их роли в развитии якутского языка. Позже родители рассказывали, что дома разговоров было о папах и мамах тех одноклассников, которые приходили к ним в класс или они посещали те места, где работали родители того или иного товарища. И столько было интереса и уважения к этим чужим мамам и папам, что потом некоторые родители сами отзывались на проведение следующих мероприятий. Обязательно надо поощрять их инициативу. Моя многолетняя практика показывает, что неуверенно в таких делах чувствуют наши дорогие, уважаемые отцы. Они сделают все беспрекословно, что попросишь. Например, оформить классный уголок, сделать вешалку, карниз, стенд , но они никогда перед детьми речь не толкали. В таких случаях их следует постепенно убеждать, какое бы огромное значение имело их выступление, как бы гордились дочь или сын за своего отца, наконец, выбрать тему, ход беседы и давать некоторые методические советы.
И вот настала долгожданная встреча с отцом Валерии Софроновой Федором Федоровичем у проруби. Каково было удивление, когда не в классе, не в общественном месте, а здесь, на свежем воздухе, у знакомого озера стоит Федор Федорович, смущенно протягивая руку каждому. Дети его знали как замкнутого, тихого человека, но когда он с таким азартом рассказал о ловле рыб саком (куйуур) и при этом показывал, как лучше, удобнее пользоваться незнакомым для них орудием труда это было само совершенство. А каково детям, когда они сами ловили рыбу саком. Все было ново, свежо. Да, роль отца сейчас на втором плане, но если бы все классные руководители вовлекали бы их в классные и школьные дела, я думаю, поднялся бы рейтинг отца в воспитании детей.
Как отметила выше, наши отцы скромные, хотят быть незамеченными, хотя у каждого есть свое увлечение, любимое занятии. В нашем классе их немало, но отец Фаи Готовцевой стоит на особом месте, который отличается своим божьим даром, талантом от природы. Еще в школьные годы его экспонаты были выставлены на всероссийских выставках. А сейчас его работы украшают наш поселок. И вот в третьем классе на внеклассном занятии Дойду сурахтаах, алаас ааттаах мы пошли в гости к Федору Федоровичу. Как отец, как мужчина скромно показывал свои уникальные изделия, главный упор делал на практическое занятие. На этом занятии давал жизненные советы, таким образом, своим примером дал понятие, каким должен быть мальчик, будущий отец кормилец семьи.
Родители, как дети, но взрослые дети. Как они волнуются на таких встречах, а в классе? Это совсем другое помещение, и они вначале ведут себя сдержанно, чувствуют скованность. Но спустя несколько минут, это уже свой человек. Радуются, когда дети задают вопросы и очень серьезно отвечают даже на их нелепые, наивные вопросы.
Кроме классных часов хорошо вовлекать родителей во все внеклассные мероприятия школы. Школа наша небольшая, дети знают каждого родителя. Если малыш увидит свою мать как члена жюри на конкурсах или отца, играющего с детьми в футбол, вы и не заметите, как ваши родители стали уважаемыми людьми.
А уж как приятно ребенку! Сейчас он смотрит на отца или на мать совсем другими глазами. Все можно заметить в облике, поведении малыша: глаза блестят, сердце бьется, сопереживания, двойная радость, а главное, гордость гордость за своих родителей.
Вот потому и нужно организовать такие неформальные встречи, потому что ждут все: и дети, и родители, и учитель. Именно на таких встречах мы общаемся друг с другом просто, искренне, а такое доброжелательное общение дает тот результат, о котором мечтает каждый классный руководитель: наш учитель самый лучший!
Уходят годы. Быстро и незаметно растут мои маленькие. Многие сами мамы и папы, теперь они приводят в классе своих первенцев, таких смешных, озорных, как они 20-30 лет тому назад. Что их ждет впереди? Какими станут людьми? Неизвестно. Одно известно, что общее наше сотрудничество поможет ребенку ценить труд человеческий, понять, что доброжелательное, чуткое отношение друг к другу делает человека великодушным, хочется делать еще что- то простое, но доброе дело. А это, я думаю, главное в жизни человека.
Идут года, а волшебная воспитательная палочка эстафеты передается в руки следующего родителя.
Так будьте нужны и ласковы друг другу, мои милые дети, мои родные родители.
В 1 классе, на родительском собрании, провела письменное анкетирование родителей Правильно ли воспитываешь своего ребенка? Им было предложено шесть жизненных ситуаций. На каждой ситуации три ответа, нужно было обвести кружком номера любых трёх ответов.
Ситуации составлены так, что их анализ позволяет выявить:
- вы хороший психолог и воспитатель 3
- вам надо пересмотреть принципы воспитания 4
- вам надо задуматься о методах воспитания 3
В 3 классе провела письменное анкетирование Знаешь ли, тайны воспитания? Им было предложено, девять вопросов. На каждый вопрос три ответа, нужно было обвести кружком номера любых трёх ответов.
Вопросы составлены так, что их анализ позволяет выявить:
- вы внимательный, хороший родитель 5
- вам нужно уделять много времени на ребенка 2
- вам нужно задуматься над воспитанием ребенка 1